Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики

Тридцать лет и три года. Стратегический подход к подготовке квалифицированных специалистов вырабатывают в Чувашии

АКТУАЛЬНО

ЧЕБОКСАРЫ

В Чувашии разработан проект «Стратегия развития обра­зования в ЧР до 2040 года». Это первая в России попытка смоделировать образовательную политику региона на столь длительный срок. Сейчас в республике идет обсуждение проекта, инициатором которого выступил президент Чувашии Николай Федоров.

 

Урок моделирования в режиме он-лайн

Вместе с главой республики в обсуждении образовательной стратегии приняли участие как педагоги и руководители ведущих вузов Чувашии, так и работодатели - топ-менеджеры крупнейших предприятий, представители Торгово-промышленной палаты ЧР.

Впрочем, присутствовать на встрече при желании мог кто угодно: трансляция «урока» велась в Интернете в режиме он-лайн. Если учесть, что в самой стратегии немаловажная роль отводится дистанционному обучению, обеспечивающему доступность образования, такая форма обсуждения стала, по сути, своео­бразным наглядным пособием. Забегая вперед, можно сказать, что кроме доступности два других «кита», на которые опирается стратегия, это качество и непрерывность образования.

Разумеется, пока документ находится в начальной стадии (был бы проект полностью готов — за­чем его обсуждать?). Министр образования и молодежной политики ЧР Галина Чернова, представившая стратегию, лишь в общих чертах обрисовала основные направления развития, назвала цели и задачи. Тем не менее контуры образовательной политики республики проступили достаточно явно.

Сейчас обсуждение проекта ведется и на форуме официального сайта министерства, причем желающих высказаться по этому поводу не так уж мало. Темы, которые волнуют «виртуальных» участников обсуждения стратегии, самые разные. Кого-то беспокоит «школьный вопрос» в самых разных его проявлениях, некоторых интересуют особенности обучения детсадовцев, а кто-то высказывает свои предложения по улучшению качества высшего образования. Все эти аспекты (в той или иной мере) в документе присутствуют — ведь второй «кит», напомним, поддерживаю­щий стратегию, это непрерыв­ность образования - с рождения человека и до его ухода на пенсию.

 Но все-таки главная цель, ради чего, собственно, и затевалась разработка этого долгосрочного доку­мента, направлена на поддержку экономики республики, а в конеч­ном счете — на улучшение качества жизни всех ее граждан. И образование в данном случае является инструментом, без помощи кото­рого достичь цели невозможно.

 

Вакансий — не занимать

Руководитель Госслужбы за­нятости ЧР Леонид Шимин, кото­рый тоже принимал участие в об­суждении, ознакомил собрав­шихся с анализом вакансий, поступающих от работодателей ре­спублики. Из 87 тысяч заявок, сделанных в 2007 году, основная часть была предложена организа­циями обрабатывающих произ­водств (28,4 процента), оптовой и розничной торговли, а также строительства (по 14,2 процента). По утверждению Леонида Шимина, свыше 80 процентов за­явок работодателей - о потреб­ность в замещении рабочих про­фессий, что не соответствует про­фессиональной структуре зареги­стрированных безработных граждан. А в разрезе отдельных профессий (как рабочих, так и служащих) разрыв между спро­сом и предложением еще более ощутимый. Если говорить о коэф­фициенте напряженности на рын­ке труда (этот термин означает со­отношение численности безра­ботных к числу заявленных ва­кансий), то на 1 января 2008 года по рабочим профессиям он составил 0,8, а по специалистам — 3,4. Руководитель Госслужбы за­нятости ЧР назвал конкретные специальности. К примеру, на 1 января нынешнего года на одну заявленную вакансию экономис­та претендовали 42 человека, то­вароведа - 29, финансиста - 16, библиотекаря — 15, юриста — 7. В то же время, сказал Леонид Ши­мин, ощущался острый недоста­ток во врачах, геодезистах, инженерах-конструкторах и энергети­ках, фармацевтах, программистах и некоторых дру­гих специалистах.

По-прежнему востребованы рабочие традиционных профес­сий — газосварщики, слесари, то­кари, электрики, электромонтеры, обрубщики, водители и практиче­ски все специалисты строительст­ва. Все еще не хватает в республи­ке продавцов, швей, закройщиков и портных, поваров и кондитеров. А вот спрос на неквалифицированную рабочую силу — вахтеров, гар­деробщиков, кочегаров, курьеров — значительно упал.

Но даже если человек имеет какое-то профессиональное об­разование (неважно – высшее или начальное), это не означает, что он сразу устроится на работу. По словам Леонида Шимина, в прошлом году в органы службы занятости обратились более 2,5 тысячи выпускников учреждений профессионального образова­ния, в том числе около 1900 - окончившие их в 2007 году.

Профессиональный состав не­востребованных на рынке труда завершивших образование в ос­новном тот же, что и среди граж­дан, имеющих трудовой стаж. В течение прошлого года признаны безработными 610 выпускников учреждений начального профес­сионального образования, 1067 — среднего специального и 891 - высшего профессионального об­разования.

Вывод отсюда можно сделать только один: молодые люди, получая те или иные специальности, тратили время (а зачастую и день­ги) на обучение профессиям, в ко­торых республика не нуждается.

 

Расписание на завтра

По словам министра образова­ния ЧР Галины Черновой, в рес­публике уже начали пересмотр структуры профессий, планов приема в образовательные уч­реждения. Ведется работа и по формированию сети многоуров­невых образовательных учебных комплексов.

Передача учреждений проф­образования на республикан­ский уровень, создание модель­ных ресурсных центров, воз­рождающееся активное парт­нерство с работодателями — все это уже позволило отчасти мо­дернизировать систему. Но, как сказала Галина Чернова, это только начало.

В республике перестали про­водить подготовку по 22 невос­требованным рабочим професси­ям, а также по 18 специальностям. Результатом стало снижение доли выпускников, зарегистрирован­ных службой занятости в качестве безработных.

В дальнейшем, по мнению раз­работчиков проекта, необходим переход на подготовку рабочих и специалистов на основе государственного, муниципального, корпоративного индивидуальных заказов с одновременным усиле­нием автономности образова­тельных учреждений. Такой под­ход, считают авторы стратегии, даст возможность усилить конку­рентную среду на рынке образо­вательных услуг.

В настоящее время по заказу в республике обучаются более 70 процентов учащихся начального профобразования, в системе среднего — только 11 процентов, в вузах - около 30. В министер­стве допускают, что какая-то часть учебных мест всегда будет оставаться для индивидуальных заявок (на долю тех, кто учится как бы только для себя). Но в ос­новном все учреждения профоб­разования должны перейти на обучение по заказам.

Начинать модернизацию под­готовки специалистов следует со школы. По мнению Галины Черно­вой, в образовательную сеть, кро­ме школ и системы профобразования, должны включиться учрежде­ния дополнительного образова­ния, работодатели и местное сооб­щество. В республике обязательно появятся (и уже появляются) сете­вые образовательные программы по разным профилям, составлен­ные по модульной технологии.

Основное направление развития, считают разработчики проекта, это формирование производственных научно-образовательных комплексов по кластерным группам. В одной связке должны работать учебные заведения всех уровней, промышленные предпри­ятия, отраслевые НИИ. То есть это будут своего рода «профессиональные учебные холдинги», осуществляющие подготовку рабочих и специалистов в соответствии с потребностями конкретной отрасли.

Вполне возможно, что в ходе обсуждения появятся и новые ре­шения. Какой окончательный вид примет образовательная страте­гия Чувашии, мы узнаем уже ско­ро, еще до начала нового учебного года.

 

КОММЕНТАРИЙ

Николай Федоров,

ПРЕЗИДЕНТ ЧУВАШИИ:

— Я поставил перед правительст­вом республики, перед министром образования такую неожиданную задачу прежде всего потому, что нам не на что больше рассчиты­вать, кроме как на интеллектуаль­ное развитие наших граждан. На развитие эффективности воспро­изводства знаний, или, по-друго­му говоря, экономики идей, экономики  высококвалифицирован­ных специалистов. Делать это нас заставляет сама жизнь: в Чувашии нет сырьевых ресурсов. Многие думают, что нам не повезло, хотя я так не считаю.

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 



"Российская газета"
25 марта 2008
00:00
Поделиться